Сила воспитания или как легко можно стать оптимистом

0 comments

Все чаще появляются сообщения о насилии и кровопролитии в стенах школ. Сегодня практически никто не может быть спокойным, отправляя своего ребенка на занятия. Ценности рушатся на глазах, и социологи настроены весьма пессимистично. Поэтому первое, о чем мы спросили ученого-каббалиста Михаэля Лайтмана: оптимист ли он? «Конечно, оптимист, – последовал уверенный ответ, – ведь сегодня мы живем в особый период. Период, когда мы можем помочь молодому поколению раскрыть для себя совершенно новый мир, иное измерение».

«Исправить мир означает исправить систему воспитания».

Януш Корчак

Как каббала объясняет причину наблюдающегося сегодня кризиса в воспитании: ценность образования падает в, процент наркоманов и алкоголиков среди молодежи неуклонно растет и так далее?

М. Лайтман. Человечество движется вперед таким образом, что каждое последующее поколение оказывается более развитым, чем предыдущее. Новое поколение обладает большими желаниями и стремлениями, большим эгоизмом, чем были у предшествующих поколений. Ценности, которые удовлетворяли поколение родителей, детям кажутся пустыми, поскольку не наполняют новой, более развитой внутренней потребности молодого поколения. В этом, кстати, заключается причина, по которой они не приемлют нашей системы воспитания. Они не находят в ней ничего подходящего для себя. А наша проблема в том, что мы упорно не желаем этого осознавать. Пока мы не начнем с этим считаться и не адаптируем систему воспитания к тому уровню развития, на котором находятся наши дети, положение будет только ухудшаться.

Каким же должно быть воспитание наших детей?

М. Лайтман. Суть воспитания заключается не в том, чтобы «накачать» мозги ребенка знаниями, а в том, чтобы связать его с процессом, называемым жизнью. Помочь найти ответы на вопросы: Что является источником жизни? Почему все происходит так, как происходит? Ради чего мы живем? Где находится возможность свободного выбора человека, и чего требует от нас эта Высшая сила, сила природы? Только в том случае, если мы обучим наших детей законам, по которым действует Высшая природа, разъясним, куда она ведет нас и какую цель преследует, мы сможем дать им в руки практические инструменты, которые позволят обустроиться в той реальности, в которой мы живем. Но для этого мы должны сами изучить эти законы.

Вы могли бы немного рассказать об этих законах?

М. Лайтман. Сегодня мы уже знаем, что в нашем мире ничего не создано зря: ни на неживом, ни на растительном, ни на животном уровнях. У всего есть причина и следствие. Так возможно ли, чтобы человек, венец творения, был создан без всякой цели? Конечно же, нет. Мы просто не видим этой цели. Покажите ее ребенку, и это определит все его отношение к жизни. Он вдруг начнет видеть, что если пойдет против цели, к которой его ведет Высшая природа, то немедленно получит удар, и научится его предотвращать. Подобные примеры мы получаем и в нашей жизни: суньте руку в огонь или прыгните с крыши высокого дома – и вы сразу поймете, что, не считаясь с законами природы и идя против них, будете испытывать одни страдания.

Каббала же всего лишь объясняет, что кроме известных нам законов природы, существуют еще и дополнительные, скрытые. Поэтому я и спрашиваю: «Разъяснить ребенку, который только начинает свой жизненный путь, что именно обеспечит ему безоблачное будущее – может ли быть что-нибудь лучше этого?»

Следовательно, решение?..

М. Лайтман. Известный каббалист Ицхак Йехиель говорил: «Если бы народ услышал меня в этом поколении, то книге «Зоар» обучали бы с девятилетнего возраста».

Звучит замечательно, но как это осуществить практически? Как подступиться к сегодняшнему поколению?

М. Лайтман. Очень просто. Молодежи нужно объяснить, что мы обучаем ее тому, как преуспеть в жизни, открывая им дополнительные возможности. Это способны понять дети любого возраста.

Мы должны лишь облечь идеи каббалы в подходящую для них форму, например, игровую. Не следует объяснять им, что такое духовность, и рассказывать о каких-то абстрактных для них вещах. Мы должны лишь научить детей правильному подходу к жизни – как начать воспринимать ее на чуть более внутреннем уровне.

Нужно объяснить им, что за внешней стороной этой жизни находится то, что скрыто от наших ощущений. И что помимо сил, проявление которых мы способны уловить нашими органами восприятия, в этом мире существуют и другие, более «тонкие» воздействия. И их тоже следует принимать во внимание.

Если человек умеет управлять этими силами, или, как минимум, знает об их существовании и считается с ними в своей жизни, то он, конечно же, преуспеет. Нужно показать им, что мир намного богаче, чем мы себе представляем. Дети воспринимают этот факт естественно и легко.

К чему же все это приведет?

М. Лайтман. Как только мы начнем обучать наших детей каббале, они в своих повседневных делах ощутят наличие более глубокого, внутреннего уровня природы. Уровня, на который мы, взрослые, закрываем глаза, предпочитая не знать о его существовании. Дети продолжат жить привычной жизнью, они лишь присоединят к ней осознание того, что существуют Высшие законы мироздания. Это осознание обогатит их жизнь, позволив более широко смотреть на вещи. Им не нужно будет искать выхода из депрессии, совершая недостойные поступки, или заниматься поисками ложных ценностей и героев по телевизору. Они поднимутся выше этого. И критическое отношение к окружающему их обществу позволит им найти собственный путь реализации своего потенциала.

Но реально ли это? Способны ли дети усвоить эти столь сложные для восприятия идеи?

М. Лайтман. Каббалисты уверены, что способны. Они пишут, что уже с трехлетнего возраста детям нужно начинать объяснять, что существуют законы Высшей природы, действующие вне того материального пространства, которое мы видим вокруг себя.

Понимая эти законы, каббалисты во всех поколениях призывали обучать детей каббале. Ведь дети воспринимают каббалу естественно, они понимают ее намного лучше взрослых. Я говорю это, исходя из собственного опыта.

Когда я стал изучать каббалу у своего учителя Баруха Ашлага, то начал объяснять ее и своему семилетнему сыну. И я очень удивился тому, насколько легко он все воспринимает. Он задавал мне вопросы о таких, казалось бы, абстрактных вещах, которые я сам с трудом увязывал между собой.

Потом он вырос, окончил школу, стал самостоятельным и обзавелся семьей, но то отношение к жизни, которое он впитал в детстве, осталось в нем навсегда. Точно так же произошло и с двумя моими дочерьми.

Дети естественным образом чувствуют, что наше бытие не начинается и не заканчивается телесным существованием – есть что-то и кроме него. Их тяга к фильмам-фантазиям, наподобие «Матрицы», говорит об их готовности и открытости к восприятию каббалы.

Что бы Вы сегодня порекомендовали родителям в качестве первого шага?

М. Лайтман. Начать изучать с детьми каббалу.

А с чего нужно начинать?

М. Лайтман. Несколько лет назад я написал книгу под названием «Сказка о печальном волшебнике», которая подходит как детям, так и взрослым. Я бы посоветовал начать с нее.

В интернете у нас есть также специальный сайт для детей, с которого можно бесплатно скачать различные обучающие материалы, игры и многое другое. Мы должны дать нашим детям входной билет в настоящую жизнь, и помочь нам в этом может только каббала.

Когда дети почувствуют, что их жизнь ­– это только фасад, многое переменится. Они откроют для себя новый мир, иное измерение, находящееся над нашей материальной действительностью, и будут расти, не зная страха, в любви и благополучии. Я уверен, что как только мы начнем это делать, у нас все обязательно получится.

Что ж, давайте и мы станем оптимистами, тем более, что для этого о нас уже позаботились на сайте: www.kabbalahkids.info/ru

Э. Винокур

Статья подготовлена по материалам Международной академии каббалы

Поделиться: