Дети Индиго (Журнал Фокус, интервью)

0 comments

Странные люди, не от мира сего, «белые вороны»: им нет дела до большинства, у них на всё своя точка зрения, они от рождения поражают способностями, ничего не боятся — в том числе и смерти. Новые люди, новые дети — раньше подобных им называли вундеркиндами. Теперь — «детьми индиго»
Ольга Гурьева

После Второй мировой войны тема «новых людей», якобы пришедших спасти плане ту и всё сущее, возникла как очередная «утка» — ради уве личения тиражей жёлтой прессы. Но прошло время, идея обрела очертания, проникла в умы педаго гов, психологов, и о ней заговорили всерьёз.
В 1970-х американка Нэнси Тепп, преподававшая психологию в университете Сан-Диего и, по её уверениям, обладавшая экстрасен сорными способностями, сообщи ла о своём открытии: аура некото рых детей, которую она будто бы видела благодаря своей сверхчувс твительности, отличалась по цве ту от ауры «простых смертных». Она была цвета индиго. Спустя пятнадцать лет ясновидящая на писала книгу «Как цвет помогает лучше понять твою жизнь», в ко торой рассказала об особенностях обладателей фиолетового нимба, их независимом поведении, рассу дительности, необычайной актив ности. Так появилось определение «дети индиго».

Цель — выжить
На Украине о феномене заго ворили относительно недавно. Четыре года назад на необычных детей обратила внимание между народная организация «Цветок жизни», которую у нас представ ляет Киевский просветительс-ко-миротворческий центр. С тех пор «дети индиго» в зоне его вни мания.
— У «индиго» есть свойство активно защищать и отстаивать свои интересы, есть какая-то внутренняя сила, которую можно сравнить с агрессивностью. Про­исходит она от ощущения своей правоты, — говорит руководитель центра Алёна Мазур. — Это новая форма сознания, приспособленно го для выживания в мире высоких технологий. «Индиго» — обычные нормальные дети, но им дана сила изменить представления челове чества о мироздании и обеспе чить его дальнейшее развитие. Их поведение может показаться высокомерным. Но с этим ничего не поделаешь: «индиго» уверены в своей значимости и не признают авторитетов. Кроме того, не счи тают нужным объяснять свои поступки. Для них важнее все го — свобода выбора.
Представители «новой форма ции» задаются вопросами, кото рые обычно приходят в голову лишь людям в преклонном воз расте. Например, о своём предна­значении на Земле. Тем или иным путём они обязательно узнают обо всём — и гораздо быстрее, чем любители дедуктивных методов.
— Когда мы достигаем доста точно высокого уровня развития, у нас проявляется способность по лучать информацию из-за преде-
лов физического мира, — уверяет киевлянин Константин Безгин, автор сайта, посвященного «ин диго» (http://deti-indigo.xpro-game.com), к которым он себя причисляет. — В пять лет я видел и слышал то, что многим пока недоступно. «Индиго» могут предсказывать будущее. Задолго до чернобыль ской катастрофы я знал, что она произойдёт, и пытался предупре дить о ней людей. Но никто мне не поверил.

Со щитом
— Человечество, сколько себя помнит, старается облегчить своё существование, — продолжает Константин. — Но процесс дости жения этой цели вызывает недо умение: войны, передел сфер вли яния, борьба за право называться первыми и единственными, если не в своем роде, то хотя бы в своём мирке. Так вот: в последнее время нас, людей, которые не нуждаются в том, чтобы доказывать кому-то свою уникальность (тем более — прибегая к насилию и разруше нию) становится всё больше. Чтобы человечество не погибло, мы объединяемся. Наша позитивная энергия — гарантия того, что у че ловечества есть будущее.
По словам Константина, у него постоянный контакт с семьюде сятью «индиго» самых разных возрастов.
Находят эти люди друг друга по-разному. Говорят, ощуща ют родственные души на рас стоянии. Не последнее значение для знакомства имеют семина ры, тренинги, лекции, которые регулярно проводятся в Киеве центром Алёны Мазур, а также фильмы и публикации о «но вых людях» последнего времени. Пять лет назад на постсоветском пространстве впервые появился русскоязычный перевод книги о «детях индиго».
— Это была книга Ли Кэрролл «Дети Индиго», — рассказывает главный редактор издательства «София» Инна Старых. — Наша идея выпустить её была риско­ванной: о «новых детях» прежде у нас никто не слышал. Кни га «умерла» на два года, то есть «пятитысячник» не потребовал допечатки через полгода и даже через год. Но однажды она попала на глаза российскому журналис ту, у которого, видимо, были дети, и он написал большую статью об «индиго» в одной из московс ких газет. Сразу же потребовалась допечатка. После этого мы выпус тили серию книг о «детях индиго».

10 признаков «индиго»
1. Не по возрасту мудро рассуждают.
2. Быстро находят общий язык с техникой.
3. Легко устанавливают контакт с животными.
4. Сознательно уединяются, как бы погружаясь в себя.
5. У них высокая самооценка, самостоятельность в суждениях.
6. Не терпят фальши, требуют искренности.
7. Решения принимают интуитивно.
8. Обладают экстрасенсорными способностями.
9. Доверяют только аргументиро ванным высказываниям.
10. Стараются проявить свои много численные таланты.

То, что их покупают, свидетельс твует об интересе к теме многих людей, и, прежде всего — родите лей и педагогов.

Как с ними быть
Методика обучения и воспи тания «особенных» — действи тельно tabula rasa: о появлении «детей света» известно многим. Но как вести себя с ними взрос лым, родителям и учителям, чтобы помочь раскрыть их спо собности и при этом не утратить доверие, могут посоветовать еди ницы.
— Основная наша задача — но вые методы воспитания, причём не детей, а взрослых, — подчер кивает г-жа Мазур. — Мы работа ем с родителями, разъясняем им, что нужно быть более вниматель ными, более любящими, нужно менять себя, ломать стереотипы в вопросах воспитания, стать бо лее прогрессивными, добрыми, человечными. При этом не сле дует культивировать исключи тельность детей, иначе из них вырастут эгоисты. Важно признать их индивидуальность. И научить признавать индивидуальность других.
Директор столичной школы-лицея №157 Виктор Костенко с коллективом педагогов разра батывает методики преподавания программных материалов непо­седливым «индиго». Он заметил, что каждый год растёт количес тво «странных» детей, чьи умс твенные способности и таланты существенно превышают уровень предыдущих выпусков.
— Нет инструментов для оп ределения — «индиго» ребёнок, или «не индиго». Но я веду на блюдения 15 лет и могу сказать однозначно: наши дети меняют ся. Основное их отличие от нас в том, что они становятся бо лее интуитивными. На вопросы у них есть моментальный ответ, к которому они приходят, минуя логическую цепочку. Сейчас пе ред учителями возникла пробле ма — как учить, если в основном методика преподавания ориентируется на развитие логичес­кого мышления? К тому же, не избежны вопросы дисциплины, ведь новые дети очень активны. Если им не нравится подход учи теля, предмет, ничто не заста­вит уникумов усидеть на месте. Опытный учитель, на протяже нии десятилетий привыкший к определённым алгоритмам преподавания, завершая работу в 11 классе, берёт, скажем, вось мой класс, пятый и получает та кие удары, от которых не может прийти в себя. Дети — совсем другие! И с каждым годом про пасть между ними и учителем увеличивается. Отсюда — впе чатление, что дети стали недис циплинированными, непослуш ными, неуправляемыми.

Так будет со всеми
Педагог Костенко провёл иссле дование, которое побудило искать новые пути работы с «непонятны ми» детьми.
— Я советуюсь с детьми через анонимную анкету. Задаю не сколько вопросов в конце учеб ного года, гарантируя, что не буду искать авторов ответов. Я объ­ясняю им, что управляю шко лой, поэтому мне нужно макси мум достоверной информации от учеников, поскольку они не посредственные участники учеб ного процесса и мне важно знать их мнение о системе. Есть ка верзные вопросы относительно учителей. Я стараюсь выявить «лучших» и «худших» педагогов для каждого ученика. А глав ное — получить ответ, к кому бы ребёнок пошёл, будь его воля, кому бы он доверился, рассказал о сокровенном. Потом в течение месяца анализирую эти данные и составляю своего рода рейтинг. К некоторым учителям у меня возникают вопросы. И если от ветить на них им нечего, я вижу, что они не хотят меняться, — принимаю меры. Такие педагоги не подходят для работы в нашем лицее.
Процент доверия к учителям с каждым годом падает. Это озна чает, что с каждым годом в шко лу приходят всё более самодостаточные дети. Они категорически не приемлют лицемерия, требуют максимум искренности и гибкости. Их с каждым годом становится всё больше, фокус

Бытовой диагноз
Анатолий Чуприков, доктор медицинских наук, профессор, заведу ющий кафедрой детской психиатрии Национальной медицинской академии последипломного образования

Понятие «дети индиго» — очень неопределённое, размытое, употребляемое, как правило, в качестве психологического жаргона, приемле мого, прежде всего, для родителей — потому что звучит красиво. На самом деле — речь о детях с определёнными отклонениями в психическом развитии. Эти отклонения могут проявляться не только, например, в усилении памяти или сооб разительности, но и в особенностях поведения, эмоционально-волевом своеобразии. Некоторые требуют определённого воспитательно-педагоги ческого сопровождения, некоторые — психологи ческого, иногда очень серьёзного. А есть дети, которыми нужно заниматься ещё и детским психиатрам.
Родители не должны ставить бытовой диагноз «ребёнок индиго». Им необходимо всё-таки посоветоваться со специалистами. Сегодня есть психологи и психиатры детско-подросткового возраста, которые могут объяснить, как вести себя, чтобы не сломать ребёнка, не утратить его доверие.

Поделиться: