Комплекс подкрался незаметно

0 comments

Журнал «Другой», номер 3

ПРАКТИЧЕСКАЯ КОМПЛЕКСОЛОГИЯ

Этого не найдешь в учебниках по психологии…

Ушедший век с его метаниями, исканиями и склонностью к самокопанию принес практикующим психологам один интересный термин – комплекс. Они принесли его нам, и вот теперь каждый знает, что психологические комплексы таки да – существуют, но назвать хотя бы десяток не может практически никто. Ну, разве что комплекс Наполеона… И то путают с манией величия. А знаете, сколько их – комплексов – вообще существует? Приготовьтесь! Их… более 150! Их жертвой может стать любой из нас. То есть хоть какой-нибудь завалящий КОМПЛЕКС ПОДКРАЛСЯ НЕЗАМЕТНО практически к каждому из нас. И уже по этому поводу впору закомплексовать…

Этой публикацией «Другой журнал» открывает цикл «Практической комплексологии», подготовленный по материалам уникальной коллекции психологических комплексов, выявленных и описанных специалистами киевского Центра томологии (экспериментальной науки о самопознании человека и потенциалах развития его сознания). Названий этих комплексов нет в учебниках. Они являются результатом многолетних исследований украинских томологов по всестороннему изучению механизмов работы человеческого ума.

Ни один из этих комплексов не существует в чистом виде, но их элементы время от времени мы может видеть в людях, которые нас окружают, а иногда наблюдать и в нас самих. Нет, конечно, лучше в окружающих…

ВЕЧНЫЙ ХОЛОСТЯК
Комплекс холостяка связан со страхом перед женщиной. Страдающие им мужчины не понимают и не осознают этого страха в силу своего воспитания. Это, как правило, сыновья деспотичных матерей, манипулирующих своими детьми и контролирующих буквально каждый их шаг. Взращенный таким образом потенциальный холостяк на протяжении всей своей жизни пребывает под внутренним контролем – потому что в его сознании постоянно присутствует голос матери.

Холостяк боится разоблачения и уличения в собственной несостоятельности. Он честолюбив, его сексуальная энергия направлена в русло амбиций — как утвердиться в социуме, как подняться над этим миром, как обрести власть, сделать карьеру, деньги. Он может присматриваться к женщинам, ухаживать за ними, заниматься сексом, но главное для него — состояться, обрести престиж. А женщина – постольку-поскольку.

Безусловно, о том, какой должна быть женщина, у холостяка есть собственное представление, согласно которому она должна ценить все, что делает мужчина-холостяк. Для него это важно — все должно быть подчеркнуто. У него завышена значимость собственной персоны, он обижается, когда ему не уделяют должного внимания. В силу ущербности и закомплексованности он подсознательно предъявляет завышенные требования к другим.

И он не женится. Он просчитывает, высчитывает, взвешивает. Он пристально следит за тем, как женщина к нему относятся. Он то «за» женитьбу, то «против». Таким образом, он всю жизнь женится в голове. Им движет страх оказаться во власти женщины. Он уверен, что стоит ему только проявить слабость — и каблук жены тут же перекроет ему кислород.

Будучи уверенным, что отношения между мужчиной и женщиной могут быть только антагонистичными, холостяк боится быть побежденным и не проявляет активности. Замыкаясь в своем футляре, в своем придуманном мире, он тем самым лишает себя полноценной, яркой жизни. Но у него богатое воображение, бурные фантазии. Он постоянно утешает себя и оправдывается по всякому поводу, не контактируя с реальностью и оставаясь инфантильным. По сути, он остается ребенком.

Крохобор
Крохобор имеет привычку смахивать со стола – подъедать. Он не проявляет инициативы в зарабатывании денег — не может, не умеет, не желает, а все потому, что страшится опасности, очень боится риска, связанного с деньгами.

Обычно крохобор находится при ком-то. Он якобы служит верой и правдой, но при этом исподтишка смахивает себе в ладонь, «убирая со стола». Как воробей бойко подбирает крошки, так и «крохобор» мастерски загребает все, что плохо лежит. Однако он не просто ворует, он при этом, как Альхен из «Двенадцати стульев», кается. Он стыдится, но снова ворует, и снова не просто так, а скорбя, сожалея и всегда желая большего. Даже не пытайтесь помешать ему — он обидится, он оскорбится в самых лучших чувствах — как это так, ему не позволили украсть!

Он не может не воровать, потому что воспринимает мир как коврик под своими ногами и считает, что должен его использовать. И он использует его так, как понимает. И обижается, как ребенок, когда ему не позволяют вытряхивать этот коврик так, как он хочет.

Тараторящий

Пораженный этим недугом говорит очень много и очень быстро. Он страдает нарушением речевого ритма. Того самого, который настраивает на общение, на понимание собеседника. Если ритм нормальный, мы внимаем друг другу.

Тараторящий человек не располагает к беседе. С ним очень тяжело общаться. Он, по сути, ни с кем не может поддерживать контактов. К нему никто не прислушивается. От него отмахиваются, как от назойливой мухи. Он же воспринимает такое к себе отношение весьма болезненно.

Почему так происходит? Этот комплекс, как и многие другие, родом из детства. Когда тараторящий был ребенком, его, скорее всего, не выслушивали, его не любили, ему закрывали рот. С ним разговаривали резко, о нем не заботились, и теперь он не верит, что достоин внимания, хотя его стремление к общению огромно. В нем живет ощущение, что никто его слушать и не собирается. Опыт подтверждает, что тараторящего, как правило, действительно никто не слушает. И тогда он старается во что бы то ни стало прорваться через эту стену и в кратчайший срок вытряхнуть наружу свои переживания, свое видение мира, свое понимание событий – он хочет быть услышанным, он жаждет освободиться от накопившихся впечатлений. А кто согласится, чтобы на него обрушивали все это? Никто. Все отворачиваются. Никто не хочет общаться с этим ребенком, с этим взрослым, с этим мужчиной, с этой женщиной. Никто не хочет вступать с ним в контакт. Никто не желает внутреннего диссонанса. И, к сожалению, никто не понимает, что тараторящий просто нуждается в том, чтобы его хоть кто-то выслушал, потому что он не может смириться с участью отверженного.

Скоморох
Комплекс скомороха — это подсознательная тяга к кардинальным переменам. Особенно ярко проявляется в стремлении во что бы то ни стало изменить атмосферу общения — с надобностью и без таковой. Если, например, человек с комплексом скомороха появляется в компании и видит уныние, он, как массовик-затейник на танцплощадке в доме отдыха, тут же начинает всех смешить, предлагая играть, плясать и всячески веселиться. Если же окружающие веселы, он обязательно приложит все усилия, чтобы перевести общение в серьезное русло. То есть практически всегда он перетягивает одеяло на себя, привлекая внимание к собственной персоне.

Почему такое поведение расценивается как комплекс? Почему оно опасно? Прежде всего потому, что скоморох постоянно ищет подтверждения себя в глазах других: нравится он, не нравится, интересуются им, не интересуются. У него развивается мнительность, им овладевает беспокойство, для его эго требуется дополнительное питание: быть на людях, все время куда-то бежать, что-то для кого-то делать. И он, сам того не осознавая, становится зависимым от своего окружения, от предлагаемых им самим перемен.

Скоморох достаточно ловок, и при этом ему трудно усидеть на месте. Он все время суетится, потому что выбирает, какую форму принять, чтобы окружающие улыбались — ведь он неравнодушный человек. Скоморох умен, однако его ум пребывает в тревоге и беспокойстве. Его ум постоянно загружается и пылится, потому что нигде не находит расслабления. Из-за внутренней суеты он не находит покоя и наедине с собой — ему все время чего-то хочется, его постоянно что-то волнует… И когда он попадает в компанию, начинается суета под клиентом: «А чего они хотят? А что бы такого сделать?»

На первый взгляд никогда не унывающий скоморох на самом деле ужасно перегружен. Он не знает отдыха. Он напряжен – и все потому, что зависим от собственного отражения в других людях.
АССОЛЬ

Этот комплекс связан с ожиданием будущего. Страдают им в основном женщины, живущие в ожидании чуда, которое должно произойти благодаря любви. День прошел, и чуда не случилось — не страшно, наступит завтра, и снова можно будет ждать.

Ассоль ждала алых парусов… И женщина с этим комплексом находится в подсознательном ожидании необычного разрешения своей обычной жизни. Она знает, что ее жизнь обычна, но не хочет с этим мириться. Она не находит радости в такой жизни, для нее обычность — синоним серости и тусклости. Поэтому она ждет прекрасного капитана под алыми парусами, который вознесет ее на пьедестал любви и осыплет всеми благами мира, что, в свою очередь, затмит обычность жизни и принесет радость. На меньшее она не согласна. Ее претензия на утонченность должна быть удовлетворена не тем, что есть сейчас, а необъятностью того, чего она ждет от будущего. Поэтому ее взгляд устремлен за горизонт. И продлиться это может сколько угодно – до полного исполнения желаний.

ИЩЕЙКА

Комплекс ищейки – это искаженная сладострастная форма поиска компромата и уличения другого человека. Это подсознательная запрограммированность ума на недоверие и стремление всегда держать бразды правления в своих руках. Люди с комплексом ищейки живут в постоянной ревности, недоверии, в страхе за себя, подозрении измены. Они неблагополучны, они тревожны и неспокойны – им постоянно кажется, что их все обманывают и надо искать, в чем, надо уличать, надо смотреть за всеми, надо быть бдительным по отношению к сотрудникам и знакомым, родным и близким, жене, мужу, детям.

Все, кто находится рядом с таким человеком, попадают в некое поле, генерирующее энергию затравленности. У всех складывается активный комплекс вины. Всем почему-то хочется оправдываться. Ничего плохого не совершившие люди рядом с ищейкой чувствуют себя преступниками. Он может быть тихим и скромным, но подсознательно окружающие будут его бояться. А все потому, что ищейка переполнен подозрительностью, ревностью и недоверием. Им движет стремление контролировать, вынюхивать, выискивать, подсматривать, подслушивать. Зачем и почему? Ему страшно. Это его собственное неблагополучие возвращается к нему, отраженное зеркалами других людей. Это душевная болезнь, и она действует разрушительно не только на пораженного ею человека – она губительна и для окружающих.

ПОКРОВИТЕЛЬ

Комплекс покровителя – это приверженность определенной поведенческой линии: что бы ни делалось этим человеком по отношению к другим, все делается снисходительно, на всех он смотрит сверху вниз. Кто бы ни обратился к нему: дочь, сын, муж, жена, любовник, любовница, подруга, друг — над каждым устанавливается снисходительная опека. Его превосходство никогда не бывает скрыто — оно всегда проявлено. Его напускное благородство – претензия на благодарность со стороны опекаемого человека.

Покровитель очень высоко ценит свои услуги и свое внимание, проявленное к другим. Он говорит менторским тоном, он поучает. Он непререкаемый авторитет. Он диктатор. Он попросту манипулирует человеком, которого взялся опекать. Через покровительство он ведет подсознательную партизанскую войну, цель которой — контролировать опекаемого.

Почему покровитель это делает? Он сбит с толку своей уверенностью в том, что без него опекаемым не прожить, а вот он преспокойно может без них обойтись. На самом же деле вся его доброта, вся его забота – это прикрытие страха одиночества. Вместо того чтобы осознать свою внутреннюю пустоту, он начинает заполнять ее внешней добротой, покровительствуя, делая хорошие дела, а по сути — охотясь за другими, убегая от собственного одиночества, испытывая неимоверный страх остаться без тех, кому он мог бы покровительствовать.

Материал подготовлен киевским центром томологии (www.tomalogy.org)

Поделиться: